В Питере реанимировали “Штейна” 1914 года

В Доме журналиста Санкт-Петербурга запустили лифт фабрики "Штейна" 1814 года / Фото взято с сайта "Петербургский дневник"
В Доме журналиста Санкт-Петербурга запустили лифт фабрики “Штейна” 1814 года / Фото взято с сайта “Петербургский дневник”

В Санкт-Петербурге отреставрировали и запустили последнюю сохранившуюся модель фабрики немецкого инженера «Оригинальный лифт Штейна», закрытой в 1914 году в связи с началом первой мировой войны. Подъемник, установленный в Доме журналистов (Невский проспект,70), принял первых современников 24 декабря 2016 года во время торжественной церемонии открытия исторического здания после длительной реставрации. «Штейн» возобновил работу через 100 лет после своего первого пуска и через 75 лет после прекращения эксплуатации в связи с началом второй мировой войны.

В доме генерала артиллерии

Трехэтажное здание в центре Санкт-Петербурга, расположенное на Невском проспекте, – первое известное сооружение, построенное в начале XIX века. Некогда на этом месте стоял деревянный дом серебренника Трофимова, а в начале 1810-х годов участок приобрел купец Шемякин, он снес деревянную постройку и возвел трехэтажный каменный дом.

Позже его приобрел генерал артиллерии Иван Сухозанет, который привлек итальянского архитектора Доменико Квадри для его перестройки. Она завершилась в 1830 году, здание было выполнено в стиле позднего классицизма и до настоящего времени в среде специалистов стало называться «Домом Сухозанета». С 1864 года здание занимало Петербургское купеческое общество. В 1974 году оно было передано Дому журналиста.

В 2012 году здание закрыли на капитальный ремонт из-за опасности разрушения, связанной со сносом соседнего дома. После разбора его стен в самом Доме журналиста обнаружили трещину, а позднее – новые дефекты. 24 января 2011 года комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) остановил работы на Невском, 68, поскольку были выявлены «факты образования трещин в декоративной отделке стен и потолков парадных помещений в связи с выявлением фактов образования трещин в декоративной отделке стен и потолков парадных помещений объекта культурного наследия федерального значения «Дом Сухозанета».

В конце 2014 года состоялся конкурс на проведение работ. Его победителем стало ООО «Проектно-строительное бюро «Жилстрой». Реставрации подлежали главный трехэтажный корпус, два флигеля, северный дворовый 3-5 этажный корпус и одноэтажная пристройка к восточному флигелю. Окончание работ – позднее 16 декабря 2016 года. Общая предварительная стоимость по госконтракту – 503 млн рублей. В марте 2016 года агентство «Интерфакс», сообщило о сумме порядка в 800 млн.

Восстановление «Штейна»

Первый этап работ завершился еще в 2014 году, тогда были проведены противоаварийные мероприятия: устранены повреждения несущих конструкций, заменены инженерные коммуникации, отремонтированы кровля и фасад. «Жилстрой» установил новую двухмаршевую лестницу и дополнительный современный пассажирский лифт в холле у актового зала.

На втором этапе специалисты приступили к реставрационным работам. Объект является памятником федерального значения, поэтому должны были быть восстановлены и сохранены элементы внутреннего интерьера, потолочная живопись и другие элементы декора, а также оригинальный лифт немецкого инженера Штейна, единственный сохранившийся в городе. Год изготовления – 1914.

Оригинальная решетка шахты лифта до реставрации / Фото взято с сайта "Петербургский дневник"
Оригинальная решетка шахты лифта до реставрации / Фото взято с сайта “Петербургский дневник”

Реставраторы обновили необычную решетку уникального подъемника. Весной прошлого года представители подрядной организации сообщили «Дневнику Петербурга» – газете правительства города, что пока неизвестно, будет ли он работать по своему назначению или же его используют в качестве элемента интерьера. Вместе с тем технически лифт исправен, и, если найдутся спонсоры, оборудование и механизмы поменяют.

За несколько месяцев до окончания капитального ремонта все-таки решили запустить лифт. «Изначально предполагалось только восстановление шахты лифта, – рассказал директор по производству «Жилстроя» Алексей Распопов, – однако после обследования было принято решение сделать и сам исторический лифт работоспособным».

На это потребовались дополнительные средства. 4 марта 2016 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин сообщил, что на объекте планируется провести еще пять видов работ: отреставрировать и привести в рабочее состояние лифт «Штейн» 1914 года; восстановить в помещениях живопись начала XIX века; отреставрировать 22 бра и докупить 17 новых люстр, обустроить внутренний двор и смонтировать новое оборудование в актовом зале. «По пяти перечисленным направлениям расходы составят порядка 30-35 млн рублей», – уточнил вице-губернатор.

Реконструкцию лифта провела питерская компания – ООО «Дельта». Перед ее специалистами была поставлена ответственная задача. Как сообщили в компании, «предстояло, полностью сохранив интерьер и отделку, заменить технически и морально устаревшее оборудование». С помощью современных инженерных решений следовало «воссоздать атмосферу начала XX века, когда первые электрические лифты неторопливо везли пассажиров в старинной панорамной кабине на верхний этаж».

На первом этапе специалисты смонтировали направляющие, на втором – установили кабину и подвели электричество, на третьем – выполнили пуско-наладочные работы. Все прошло успешно.

Фабрика «Штейна»

Немецкий инженер Р. Штейн основал бюро «Оригинальный лифт Штейна» в Санкт-Петербурге в 1911 году, а в следующем – первую в городе фабрику по производству пассажирских лифтов. На сайте ООО «Штейн» приводится объявление фабрики, опубликованное в одном из дореволюционных номерах справочника «Весь Петербург». В нем, в частности, говорится: «Электрические подъемные машины кнопочной, регистровой, рычажной и др. систем и назначений, занимают первенство по совершенству и безопасности. Все контакты в аппаратах угольные, не металлические, чем устраняется сварка, окисление и загрязнение их, и этим гарантируется абсолютно исправное действие подъемных машин. Все аппараты сконцентрированы у самого механизма, что облегчает уход за машиной».

Для загрузки предприятия Штейн подписал соглашение о поставках лифтов и некоторых деталей компании Schindler. В связи с этим петербургская компания получила новое название «Оригинальный лифт от Шиндлера и Штейна». Начало первой мировой войны стало причиной закрытия немецких предприятий в Российской империи.

А в 1997 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано ООО «Штейн», поставляющая на российский рынок, в соответствии с сайтом компании, пассажирские (прежде всего, LM Liftmateria, Германия), грузовые и автомобильные лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры.

За три года работы фабрика Штейна поставила свою продукцию во многие исторические сооружения Санкт-Петербурга. Среди них – парадный лифт для «Мраморного дворца», пассажирский лифт для Дворца Святой княгини Юрьевской и три (один кнопочной системы, два регистровой) – в «Европейскую гостиницу» (ныне «Гранд Отель Европа»).

«Отсутствие надлежащего ухода, – говорится на сайте ООО «Штейн», стало причиной потери практически всех шедевров лифтостроения начала XX века. – Сегодня нам известен лишь один оригинальный пассажирский лифт Штейна, сохранившийся до наших дней. Он установлен в Доме журналиста на Невском проспекте, д. 70, но, к сожалению, не работает со второй мировой войны».

Репортер Лифт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *