Реальные полеты в Останкинской телебашне

Подъем нового лифтового оборудования на Останкинскую телебашню в 2003 году
Подъем нового лифтового оборудования на Останкинскую телебашню в 2003 году

Шестнадцать лет назад произошел разрушительный пожар на этом уникальном объекте, уже полвека считающимся одним из главных символов Москвы. 27 августа 2000 года на высоте примерно 460 метров произошло возгорание кабельных коллекторов, в которых проложены ведущие к антеннам кабели. Полностью выгорели три этажа, из-за разрыва тросов рухнули три лифта. В одном из них находились люди – командир пожарного расчета заместитель начальника УГПС Северо‑Восточного округа Москвы полковник Владимир Арсюков, который решил лично подняться на высоту очага пожара, лифтер Светлана Лосева и слесарь-ремонтник Александр Шипилин. Все они погибли.

Справиться с огнем пожарные смогли лишь вечером 28 августа. Оборудование телебашни получило серьезные повреждения. Лишь 29 из 150 канатов предварительно напряженной арматуры остались натянутыми, выведены из строя системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, тепло- и водоснабжения, связи и сигнализации, разрушено лифтовое хозяйство.

Сразу после трагедии был выбран самый логичный, но и наиболее затратный и продолжительный вариант восстановления телевышки – полная реконструкция. С тех пор многое изменилось во внутреннем содержании и системе безопасности одного из самых высоких сооружений мира. Сейчас уникальное здание начинено новейшей и «умной» техникой, в том числе лифтовой. В ее надежности и «интеллекте» убедился наш корреспондент, побывавший в одну из годовщин трагедии внутри железобетонного ствола Останкинской телебашни.

Перевернутая лилия

Останкинская телебашня – главный центр радиотелевизионного вещания в России. Он является самым крупным многопрофильным предприятием, располагающим мощным технологическим оборудованием, обеспечивающим трансляцию программ радио и телевидения по разветвленным радиорелейным линиям и системам космической связи.

Строительство Останкинской башни / Фото - moscow.rtrs.ru
Строительство Останкинской башни / Фото – moscow.rtrs.ru

Строительство тогда самого высокого здания мира велось с 1963 по 1967 годов. Первоначально высота башни составляла 533 м, но затем был достроен флагшток, и здание достигло уровня 540 м. Сначала ее планировалось сделать металлической, но главный конструктор Николай Никитин предложил проект железобетонного сооружения. Оно представляло собой пустотелую коническую оболочку с сильно развитым основанием. Оболочку следовало соорудить из монолитного бетона, армированного двойной сеткой из стержней периодического профиля. Художественно-архитектурным образом башни стала перевернутая лилия – цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. Но впоследствии с лилией ее редко сравнивали даже поэтически настроенные жители Москвы и гости столицы, все чаще называли то «московской иглой», то «бетонной леди».

Как бы то ни было, гениальная идея Никитина заключалась в канатной арматуре, идущей по внутренней поверхности железобетонного ствола. Ее натянули с большим усилием, которое постоянно поддерживали, и получилось прочное и жесткое сооружение с малым диаметром. Стены по всей высоте ствола обжали 149 предварительно напряженными канатами, крепящимися к стене через каждые 7 м.

Внутри разместились шахты инженерных коммуникаций (электросиловых кабелей, кабелей связи, трубных разводок водопровода, канализации, фидерных систем), лифтовые шахты и металлическая лестница, связывающая между собой все этажи телевышки. Внутри же, а не рядом с ней, впервые в мировой практике расположились все помещения радиотелевизионной передающей станции. Это открыло свободный со всех сторон доступ к вестибюлю, находящемуся на стилобате под 10 железобетонными опорами-«ногами».

От «Победы» до Audi

Вот под этими «ногами» нашего корреспондента ожидает заместитель главного инженера филиала ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» (РТРС) «Московский региональный центр» (МРЦ) Андрей Марсавин. На территорию телебашни мы проходим, миновав пост охраны после тщательной проверки документов и содержимого моей сумки. Небольшая часть вестибюля занята скромной экспозицией, которую составляют предметы, связанные с историей создания башни. Среди них – портеры Николая Никитина и его команды, символ зарождения советского телевидения – телевизор КВН, модель самой башни.

В центре вестибюля – три скоростных лифта, которые поднимают экскурсионные группы и индивидуалистов-любителей достопримечательностей Москвы наверх, а потом спускают их вниз. Экскурсии поводятся всю неделю, кроме понедельника. Сегодня как раз такой день, поэтому работают только служебные лифты.

Ждем Олега Кузнецова, заместителя начальника цеха лифтового хозяйства МРЦ. Пока его нет, рассматриваем экспонаты, а Андрей Марсавин еще успевает рассказывать о том, что происходило внутри башни после трагедии. В течение первых дней работники ходили с мощными фонарями. Не было освещения. Разбирать завалы, демонтировать упавшие лифты и оборванные кабели и тросы приходилось в полной темноте.

Восстановление башни проходило в несколько этапов с 2000 года. Прежде всего, подверглись реконструкции поврежденные металлоконструкции. Затем ее начали оборудовать современным оборудованием, при производстве которого использовались новейшие технологии. Защита от пожаров, естественно, оказалась приоритетной задачей восстановления телебашни. Установили эффективные системы оповещения людей о пожаре, автоматической пожарной сигнализации и газового пожаротушения.

Особое внимание уделялось надежности и безопасности всей техники, приборам и механизмам. Главное требование к «умным» машинам и электронике, устанавливаемым в Останкино – в случае ЧП они должны предотвратить трагедию, подобную событиям 2000 годы.

Новые лифты в Останкино / Фото - moscow.rtrs.ru
Новые лифты в Останкино / Фото – moscow.rtrs.ru

Лифты – это единственный, а потому самый главный транспорт для поездок в Останкинской башне. Поэтому к их конструкции, механизмам и «интеллектуальной» начинке требования были повышенными. Первое новейшее лифтовое оборудование было запущено в 2005 году. Тогда скоростную технику опробовали журналисты, которым генеральный директор ФГУП «РТРС» Геннадий Скляр заявил: «Новый лифт отличается от старого, как машина Audi отличается от машины «Победа».

До пожара 2000 года на телебашне работало 7 лифтов. Сейчас, говорит Андрей Марсавин, восстановлено пять, из них – четыре скоростных. Лифты №1, №2, №3 предназначены для перевозки туристических и экскурсионных групп. Кроме того, третий лифт, хотя и пассажирский, как и два других, имеет дополнительные функции по перевозке пожарных расчетов. Скоростная техника идет с «нулевой» отметки до 337-й, где расположена смотровая площадка Останкинской вышки. Сразу уточню: те, кто работает здесь, слово «метры» почему-то стараются не употреблять. В ходу другой термин: «отметка».

Лифт №4 – грузовой. Это спецтехника, которая ранее использовалась для нужд ресторана «Седьмое небо». И работники телебашни очень надеются, что когда это легендарное заведение еще со времен советского общепита будет восстановлено и открыто для посетителей, этот лифт возобновит его обслуживание.

Лифт №5 – служебный, поднимающий людей от основания башни до 53-й отметки в так называемой конусной части. Это пассажирский лифт, который был изготовлен на Щербинском лифтостроительном заводе (Подмосковье). Останкинские умельцы внесли изменение в конструкцию лифта – на потолке кабины вырезали звезды, и система освещения превратилась в звездное небо.

Лифты №6 и №7 до сих пор не восстановлены. Один из них курсировал по антенне, а другой, промежуточный, соединял бетонную и антенную часть башни. На самом деле, это была грузопассажирская люлька, которая перевозила оборудование и специалистов, обслуживавших антенну, до отметки в 480 м. Вот этот седьмой, согласно нумерации лифт, скорее всего, восстановят на прежнем месте. А вот судьба шестого оказалась под очень большим вопросом. «Сейчас телевидение и радиовещание активно развиваются, и внутри нашей антенны для распространения сигналов уже проложено множество дополнительных фидеров и распределителей, – объясняет Андрей Марсавин. – Пространство там совсем небольшое, и физически нет места для монтажа лифта. Кроме того, в подобных условиях в принципе невозможно выполнить возросшие требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов».

В «зоне шлюзования»

Лифтовая шахта / Фото - moscow.rtrs.ru
Лифтовая шахта / Фото – moscow.rtrs.ru

Доступ к скоростным лифтам оказался довольно сложным. От вестибюля они отделены стеклянными перегородками, которые в выходной день плотно закрыты. Это, уточняет Андрей Марсавин, «пожарные ворота», которые выполняют функции противопожарной защиты. В случае возгорания в помещениях телебашни огонь не сможет подобраться к лифтам благодаря этим перегородкам. Один из руководителей лифтового хозяйства МРЦ Олег Кузнецов, заставший нас за разговором, открывает ключом дверцу панели управления и нажимает одну из кнопок. Перегородки бесшумно растворяются.

Но перед нами – следующий барьер. Тамбур – небольшое помещение, которое ведет к кабине лифта, также закрывается на ключ. Олег Кузнецов открывает и дверь тамбура, один шаг – и мы, наконец, оказались перед лифтом №1.

«Такой сложный доступ к кабине объясняется просто, – говорит Марсавин. – У нас изначально была создана так называемая «система шлюзования». В лифтовой шахте гуляют ветры и сквозняки точно так же, как, например, в какой-нибудь трубе. Поэтому двери лифтов не всегда закрывались. И чтобы сквозняки и подпоры воздуха никак не влияли на работу оборудования, сформировали такую зону отсекания». Подобное шлюзование использовано на подходе ко всем четырем скоростным лифтам и в вестибюле, и на смотровой площадке.

Лифты исполнены в стиле хай-тек известной немецкой компанией Thyssen Krupp Aufzugswerke. Кабина выполнена из невоспламеняющихся материалов, оборудована большими зеркалами, монитором и системой кондиционирования. То, чего не было раньше. «До пожара на башне работали лифты той же фирмы Thyssen Krupp, но сравнивать их нельзя. При производстве наших новых лифтов использовались уникальные технологии, которые до этого нигде не применялись», – подсказывает Кузнецов, пока я осматриваю кабину.

Речь идет, прежде всего, о бесконтактной, индуктивной, передаче электроэнергии в кабину. Для этого на ее крыше размещены токосъемники, а в шахте – проводники энергии. Технология магнитной индукции позволяет обойтись без подвесного кабеля и огромных свинцовых аккумуляторных батарей, который были раньше установлены под полом каждого лифта. Аккумулятор снабжал его энергией в течение 16 часов. После этого его надо было ставить на подзарядку на восемь часов. Сейчас останкинские лифтовики избавлены от этих хлопот – лифты постоянно и в полной мере обеспечены энергоресурсом благодаря внедрению ноу-хау.

Еще одно новшество – все сигналы в системе управления и безопасности лифтов – передаются по радиоканалам. Так, при поступлении сигнала пожарной тревоги лифт автоматически уходит вниз.

Реальный полет

Первая наша цель – 85-я отметка. Меня пообещали провести в служебную зону и показать, что делается внутри пустотелого ствола телебашни. Бесшумно несемся вверх. Ощущение, что движения нет, только на табло – отсчет метров, а также быстрое перемещение сигнала индикации по схеме Останкинской вышки, изображенной на задней стене кабины. И еще монитор, установленной над ее дверями, показывает уходящие вниз конструкции шахтной клети. «На кабине установлены видеокамера, и пассажиры могут наблюдать все подробности подъема-спуска в режиме реального полета», – Андрей Марсавин пытается подобрать точное слово, чтобы охарактеризовать особенности движения лифта.

Номинальная грузоподъемность скоростных лифтов – 1050 кг, допустимое число пассажиров – 13 человек. Высота подъема – 348,15 метров. В пути лифт может делать 13 остановок. Скорость подъема – 7 м/сек. Все время движения до верхней точки занимает 50-60 секунд. Но это при условии, что ветер не слишком сильный. Если порывы ветра превысят, например, 15 м/сек., то датчики автоматически переключат систему управления лифта на другой скоростной режим – 3,5 м/сек. Тогда до верхней отметки придется добираться примерно минуты за две.

«Пассажиры сами у нас не ездят, на скоростных лифтах работают специально обученные девушки. На телебашне перевозки должны осуществлять только лифтеры. Это требование Ростехнадзора, который опирается на российское законодательство», – сообщил Андрей Марсавин.

Как в подводной лодке

Натяжные стальные канаты в стволе телебашни / Фото - moscow.rtrs.ru
Натяжные стальные канаты в стволе телебашни / Фото – moscow.rtrs.ru

Восемьдесят пять метров преодолели за 13 секунд, вышли из лифта и свернули в правую сторону, прошли железную дверь, и за ней открылась внутренность бетонного ствола башни. Мы стояли на так называемой кольцевой площадке. По окружности ствола сверху донизу натянуты стальные канаты, которые «держат» башню. Каждый растянут с силой в 70 тонн. А в центре – металлоконструкции из прочных стальных швеллеров и уголков. На них закреплены четыре шахты для скоростных лифтов, рядом – силовые кабели, шахты связи, сантехники.

Именно здесь, внутри ствола, в 2000 году целые сутки продолжался огненный дождь, вызванный интенсивным горением фидеров. Горящие капли их полиэтиленовых оболочек и фрагментов создавали на различных высотах вторичные очаги горения. Из-за высокой температуры перегорали стальные канаты, деформировались и разрушались металлоконструкции.

Сейчас в случае ЧП пламя не сможет так беспрепятственно наступать по всему стволу вышки. Огнеопасную оболочку кабелей фидеров обработали специальным противопожарным составом и разместили в металлические короба. Но главное – теперь шахтные клети башни разделены на противопожарные отсеки и отделены перегородками от других помещений и лифтовых шахт. Я подошел к краю кольцевой площадки и посмотрел вниз – вместо темной бездны там оказалось металлическое уплотнение-«подушка». Этот отсек был наглухо «задраен». Как на подводной лодке.

Башмаки ловителей

Машинные агрегаты скоростных лифтов установлены на отметках 357 и 364 метра. Основную часть пути к ним до 348-й отметки мы преодолели на лифте, остальную – своим ходом по вертикальным и винтовым железным лестницам. И без того крутой и узкий путь еще более сужался, чем выше мы поднимались. Ведь телебашня имеет коническую форму.

– А ведь тяжело попадать на рабочее место, в такой тесноте действительно чувствуешь себя, как в подводной лодке, – говорю я после того, как пару раз споткнулся на ступенях, ударился локтем о перила и смог увернуться от нависающего низко над головой какого-то бетонного препятствия.

– Это первое время, потом привыкаешь. Только спешить не надо, – отзываются где-то наверху мои более расторопные, давно освоившие этот путь спутники.

Наконец, мы достигаем цели – входим внутрь довольно тесного служебного помещения, которое Андрей Марсавин назвал «блочным». Здесь располагается ряд объектов энергоснабжения лифтового оборудования, приводные устройства, а также один из самых важных элементов безопасности – ограничители скорости четырех скоростных лифтов. По сути, они являются механическими тормозами.

Система экстренного торможения управляется отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель останавливает шкив и, соответственно, трос, жестко связанный с кабиной, тоже останавливается. Если лифт продолжает двигаться или вовсе начинает падать, трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине. Они-то надежно и удерживают ее на направляющих. «В любом случае даже при обрыве всех несущих тросов и троса ограничителя скорости лифт упасть не сможет», – утверждает Олег Кузнецов.

Узкие формы «бетонной леди»

Шкаф для управления лифтами в машинном помещении / Фото - moscow.rtrs.ru
Шкаф для управления лифтами / Фото – moscow.rtrs.ru

Еще пару узких проходов и лестниц, ведущих наверх, и мы попадаем в машинное помещение лифтов №1 и №4. Здесь установлены две лебедки производства Thyssen Krupp, имеющие по двойному блоку – для кабин и противовесов. Каждая разматывает и наматывает по 8 несущих стальных канатов длиной 400 метров и диаметром 16-20 мм. Рядом – шкафы частотного преобразователя и аппаратура системы безопасности.

Все лифтовое оборудование, установленное на телебашне, уникально. «В нем, конечно, используются некоторые элементы серийной техники. Но в целом это индивидуальный проект, специально разработанный немецкими лифтостроителями с учетом условий и специфики Останкинской телебашни. Начиная от электропитания и кончая размерами кабины», – сообщает Кузнецов.

Даже форм-факторы «бетонной леди» повлияли на проектирование лифтовой техники. Так, монтажные проемы вышки предъявили особые требования к лебедке. Целиком поднять ее на такую высоту и втиснуть в узкое пространство не представлялось возможным, поэтому она изначально разрабатывалась как разборная конструкция.

Одна лебедка весит 7,5 тонны. А их четыре штуки. Поднимали в разобранном виде. Каждый ящик около 800 кг. На 360-й отметке – балкон с лебедкой. Уже наверху груз затаскивали внутрь и через технологические проемы бережно расставляли в помещениях…

Мойка панорамных окон на смотровой площадке Останкинской телебашни на высоте 337 м / Фото - moscow.rtrs.ru
Вид через панорамные окна на смотровой площадке Останкинской телебашни на высоте 337 м / Фото – moscow.rtrs.ru

Спускаемся вниз не сразу. По пути заходим на смотровую площадку. Здесь все обновилось – и полы, и потолки, и стекла. Проведена реконструкция всех инженерных систем. При этом использовались только несгораемые элементы. Единственное, что осталось прежним – вид на Москву. С высоты пиковой остановки останкинского лифта столица кажется все еще какой-то малоэтажной.

Валерий Горбачев, опубликовано в журнале “Лифтинформ” № 10 2010 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *