МЭЛ – Вкус к новым технологиям

Завод МЭЛ выпускает не самые дешевые лифты
Завод МЭЛ выпускает не самые дешевые лифты

Десять лет назад ОАО «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) выпустило свои первые пассажирские лифты. Несмотря на то, что предприятие считается одним из заметных производителей в лифтовой индустрии, его объемы выпуска сравнительно невелики. Производственные возможности позволяют изготавливать до 1200 лифтов в год. Этот объем куда меньше мощностей некоторых российских заводов. Однако технологическая политика МЭЛ устремлена в сторону создания не самых дешевых моделей, которые можно «клепать» тысячами. Лифты завода технологичны и ориентированы на тех заказчиков, кто понимает и уважает надежность и качество продукта. Таких людей в нашем строительстве и ЖКХ пока не так много – политика получения больших прибылей за счет экономии расходов превалирует.

Репортаж опубликован в журнале «Лифтинформ», №1, 2011

 Особая гордость

Предприятие основано в 1953 году
Предприятие основано в 1953 году

Любое лифтовое производство полного технологического цикла начинается с обработки металла. На ОАО «МЭЛ» заготовительный процесс – раскрой, резка, пробивка и гибка – осуществляется на станках мировых производителей Amada (Япония), Finn Power (Финляндия), Darley (Нидерланды).

Генеральный директор «МЭЛ» Виктор Мамасуев помнит детально, как покупал каждое оборудование. Оно приобреталось в рамках программы технического переоснащения производства и из-за желания соответствовать потребностям заказчиков. Станки-автоматы высоко производительны и точны в изготовлении самых сложных геометрических форм.

Так, технику Finn Power, установленную на участке гибких технологий, местные специалисты называют «финским поездом». Станки трудятся самостоятельно, компьютер рассчитывает оптимальное размещение детали, её параметры, допуски на гибочных операциях и т.д. Люди нужны лишь для загрузки очередного куска металла и нажатия кнопки «Пуск». Все остальное время можно отдыхать, как в спальном вагоне.

Особая гордость – новая автоматическая линия порошковой окраски немецкой фирмы Otto Muller. Она тоже была введена в 2005 году в рамках программы технической реконструкции. Покрасочное производство – «святая святых». Здесь тоже все делает автоматика. Это современный конвейер размером с большой цех, где работают всего два человека: один навешивает детали, другой снимает их уже окрашенными.

Линия включает участок подготовки поверхности с железным фосфатированием, сушильную камеру, камеру наполнения с роботами-манипуляторами, печь полимеризации. Линия позволяет красить детали в любой цвет. Для замены цвета требуется остановка всего на 20 минут.

Стоя среди непрерывного потока окрашенных деталей, Виктор Мамасуев не стал скрывать своего уважения к “умной технике”. «Здесь целых восемь фаз подготовки металла к покраске, – он пытался раскрыть элементы каждого этапа процесса. – Туда он уже «подлетает» покрытым защитной, слегка зеленой, пленочкой. Детали приходят в аппарат покраски холодными. Если порошок попадает на горячую поверхность, он начинает плавиться, а от этого качество снижается». На самом деле, аппаратура не красит деталь – порошок прилипает к ее поверхности. Он ложится равномерно, и «скрепление», по свидетельству гендиректора, очень хорошее. Оно устойчиво к ударам, механическим повреждениям и коррозии.

Otto Muller работает на «МЭЛ» в две смены, иногда приходится «выходить» и в третью. Нареканий на немецкое оборудование у специалистов завода никогда не было. Если что-то случается, например, с электроникой германская фирма поставляет запчасти без бумажной волокиты – по звонку и даже в кредит.

Виктор Мамасуев познакомился с брендом в 1998 году, когда на «МЭЛ» была установлена небольшая покрасочная линия немецкого производителя. Когда на заводе решили приобрести конвейер, был проведен тендер. В нём участвовали пять компаний – из Дании, Италии, Турции и, естественно, из Германии. «Я, конечно, мысленно все равно делал ставку на Otto Muller, но надо было, чтобы немцы поставили оборудование чуть-чуть дешевле», – признался Мамасуев. На самом деле, в результате тендера германская компания была вынуждена снизить цену на очень приличную сумму.

Первые лифты

mel-lift-1-001
На рынок следовало выходить с новым современным оборудованием

Конечно, основой завода является сборочное производство. Пока мы шли к участку сборки дверей лифтов, генеральный директор «МЭЛ» рассказывал об истории и политике предприятия. «Наша основная задача – это повышение надежности, безопасности и комфорта граждан при пользовании лифтами, поэтому стратегия качества является главным принципом технической политики и работы предприятия», – говорил он. Начиная с 2005 года, предприятие приступило к новому продукту – пассажирским лифтам. Первые подъемники выпустили вместе с Могилевским лифтостроительным заводом, который откликнулся на предложение о кооперации. С белорусскими коллегами «МЭЛ» реализовал несколько проектов.

«К этому моменту созрели и наши конструкторы, и мы стали выпускать свои первые лифты грузоподъемностью 400 и 630 кг», – вспоминал Виктор Мамасуев. Задача перед конструкторами стояла непростая – не было смысла повторять модели известных производителей, выходить на рынок следовало с новым современным оборудованием. Одно из основных требований – оснащение дверей лифта приводом с частотным преобразователем.

Но чтобы сохранить цену, которая позволяла продукции оставаться на рынке массового строительства, нужно было подобрать лебедку. Выбор был сделан в пользу недорого привода типа КИАТ с клиноремённой передачей производства «КУБ-Лифт». Между тем эта лебёдка стала самым слабым звеном в лифтах «МЭЛ». «С октября 2007 года мы категорически отказались от модели КИАТ и начали комплектовать своё лифтовое оборудование лебёдками испанского производства – фирмы Sicor, что и продолжаем делать до сих пор, – заметил гендиректор. – Хотя эти лифты прошли испытания на нашем стенде с лебедками производства Белоруссии и итальянской компании Montanari». Теперь главный привод позволяет ехать в кабине лифта комфортно даже на следующий день после получки, пошутил он.

Кроме того, «МЭЛ» принял решение о замене тех деталей и узлов в лифтах, которые поставил заказчикам с лебедками КИАТ. Причем, устранение всех выявленных отклонений и поломок, по словам Мамасуева, проводятся на всей такой техники независимо от того, находится ли она в эксплуатации или нет.

Курс на качество

Сейчас предприятие выпускает пассажирские лифты грузоподъемностью 400, 630 и 1000 кг, которые комплектуются лебедками Sicor со скоростью 1 м/с и 1,6 м/с и приводами дверей собственного производства, а также фирм Wittur (Турция) и Fermator (Испания).

Мы, наконец, подходим к участку сборки дверей. Бригада из 5-6 специалистов готовит заказ для одного из подмосковных предприятий. По словам Виктора Мамасуева, здесь собираются двери для моделей грузоподъемностью 400 и 630 кг – ЛП-0411ЭМ, ЛП-0621ЭМ, ЛП-0611ЭМ. Для ЛП-0411ЭМ и ЛП-0611ЭМ используются обычные двустворчатые двери центрального открывания. Двери для ЛП-0621ЭМ с проемом 1200 мм двустворчатые телескопические, с проёмом 1100 мм – одностворчатые бокового открывания.

Двери лифта на 630 кг, в соответствии с технологической политикой и программой завода, начинают выпускать с российским телескопом, хотя есть опасность потери рынка. Ведь новация, естественно, приводит к небольшому удорожанию лифта. «Но если мы взяли курс на создание современного качественного продукта, значит, с первого дня народ надо приучать к высокому уровню лифтового оборудования», – уверен Виктор Мамасуев.

Директор показал на дверь модели ЛП-0411ЭМ: «Вот в этой «четырехсоточке» установлен наш, «мэловский», привод дверей, а вот в тех «шестисотках» – «витуровский». Привод Wittur стоит дороже, но зато его конструкция надежна и комфортна, она создана специально «под реалии российского рынка». Все приводы идут только с частотным преобразователем. Варианты без него на заводе даже не рассматривают. «Частотник» – разработка одного из предприятий Зеленограда. «Разработчики на нас потренировались, помотали нам нервы, – заметил Виктор Мамасуев. – Но сейчас начали выпускать более-менее хороший продукт».

«Звездная ночь»

Технологический цикл производства лифта замыкается на участке сборки, отгрузки и упаковки. Готовые образцы, словно в рекламных буклетах, блестели и переливались различными цветами. Останавливаясь у каждой новой модели, директор признавался, что не придерживается устойчивого мнения о необходимости использования для лифтового оборудования одного «фирменного» цвета. «Лифт – это зеркало любого дома, подъезда, – пояснил он. – Значит, дизайн подъемного устройства должен соответствовать стилю здания».

Дизайн лифта должен соответствовать стилю здания
Дизайн лифта должен соответствовать стилю здания

«МЭЛ» в течение трех лет выпускал кабину желто-коричнего цвета, и спрос на неё держался достаточно стабильно. Несмотря на это модель сняли с производства, и в дизайне кабин стали использовать другую краску. «Этот дизайн мы назвали «звездной ночью», в нем используется темно-серый цвет с порошковым вкраплением», – указал Виктор Мамасуев на один из наиболее привлекающих внимание лифтов ЛП-0621ЭМ. Несколько «четырех- и шестисоток» выпущены в стиле «морской лагуны». Это пока рабочее название, окончательно модель получит «имя» в ходе подготовки рекламной кампании.

И «звездную ночь», и «морскую лагуну» руководство завода намерено позиционировать как лифты, предназначенные для массовой и элитной застройки. Эта техника по дизайну кабин, применению различных опций (регулируемый привод дверей, телескопические двери, лебедка Sicor с прямой системой подвеса и другие) находится между моделями эконом- и премиум-класса.

Без качества – на задворки прогресса

Несмотря на неблагоприятные экономические условия Виктор Мамасуев уверен, что будущее не за простыми решениями, а за сложными механизмами – современными, комфортными и безопасными лифтами. «Строительный рынок стал оживать, хотя и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, – сказал Виктор Мамасуев. – Заказы начали поступать: ведь и государственное и частное строительство продолжается, но не так быстро, как мы планировали». Самым тяжелым в условиях кризиса он считает 2010-й год.

Как и все лифтовики, он уверен, что ситуацию спасал Фонд содействия реформированию ЖКХ, на средства которого менялся и модернизировался старый лифтовой парк. В то же время Виктор Мамасуев обратил внимание на опасную тенденцию – «львиную долю» заказов в рамках программ Фонда ЖКХ получает ограниченное число производителей. И теперь, по его данным, они не справляются с объемами работ.

«Мое личное мнение – не надо столько заказов брать в одни руки, – продолжил Виктор Мамасуев. – Когда имеешь огромный портфель заказов, не успеваешь заниматься качеством. Получение мимолетной прибыли аукнется через некоторое время, когда на рынок придут качественные лифты Запада и Азии».

У российского производителя, заметил он, «только-только появился вкус к новым технологиям, разработке нового оборудования». А из-за нынешнего «перекоса внутреннего рынка» он может оказаться на задворках прогресса. «Государство должно защитить отечественные заводы, – убежден Виктор Мамасуев. – Иначе все опять пойдут бурить скважины и добывать газ и нефть, и страна окончательно останется сидеть на сырьевой игле».

Антон Петров

фото автора

Опубликовано в журнале «Лифтинформ», №1, 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *