Лифт для дворца царя Алексея Михайловича

Деревянный дворец Алексея Михайловича / Фото - Объединенный музей-заповедник "Коломенское"
Деревянный дворец Алексея Михайловича / Фото – Объединенный музей-заповедник “Коломенское”

Дворцовый комплекс, восстановленный на территории музея-заповедника «Коломенское» в Москве, торжественно открылся шесть лет назад – 4 сентября 2010 года. В Коломенском удалось воссоздать первоначальный облик историко-культурного памятника XVII века. Но жизнь во дворце обеспечивает самая современная инженерная инфраструктура. В XXI веке в царских покоях нельзя обойтись без электричества, водопровода, систем отопления, кондиционирования, пожаротушения и сигнализации, и даже климат-контроля, который позволит создать надежную экозащиту для экспонатов XVI-XVII веков. Среди оборудования, обеспечивающего комфортное посещение дворца – лифт. Еще до официального открытия исторического комплекса корреспондент «РЛ» не только побывал в восстановленных теремах Алексея Михайловича, но и выяснял, кого и куда будет возить лифт.

Поиски исторической правды

За неделю до открытия внутрь дворца никого из посетителей не пускали. Он еще не сдан в эксплуатацию. Вокруг теремов строители еще продолжали активно стучать молотками, стругать, шлифовать, подгонять. Проходя мимо, Анатолий Сухов, старший производитель работ специализированного управления №11 филиала компании «Мослифт», благодаря которому состоялась короткая экскурсия во дворец, приговаривал: «Все сделают вовремя – и подобьют где надо, и подкрасят и подмажут».

Крыльцо в царские хоромы уже два раза меняли. Консультанты-историки часто наведываются сюда – добиваются исторической правды, если что-то сделано не из тех материалов, которые использовались для строительства дворца в XVII веке, даже просят заменить.

«Осьмый див – сей дом»

400 лет назад Алексей Михайлович «Тишайший» (годы жизни – 1629 – 1676, годы правления – 1645–1676) любил приезжать в окрестности Коломенского на соколиную охоту. Коломенское село было любимой подмосковной резиденцией русских царей, начиная с Ивана Грозного. Но никто из них не сделал столько для устроения царской усадьбы на высоком берегу Москвы-реки, как Алексей Михайлович. В 1649 году он построил первые хоромы и церковь. Через восемь лет, в 1657 году, царь велел ставить другие хоромы. Прошло еще десять, и был возведен более просторный дворец.

То есть дворцовый комплекс строился не сразу, а по мере прирастания царского семейства. Царь, как известно, был отцом 16 детей от двух браков. Первая жена Мария Ильинична Милославская родила ему 13 детей, а вторая Наталья Кирилловна Нарышкина – троих. К хоромам и покоям царя и царицы пристраивались покои царевича и царевен. В итоге получился комплекс из нескольких теремов с тремя тысячами окон.

Коломенский дворец производил особое впечатление как на русских, так и на иностранцев. Писатель и богослов Симеон Полоцкий даже назвал его «восьмым чудом света»: «Седмь дивных вещей древний мир читаше, осьмый див – сей дом». «Восьмое диво» просуществовало недолго – ровно сто лет. Состояние дворца показалось императрице Екатерине II слишком ветхим. И в 1767 году по ее указу началась разборка дворцового комплекса. Императрица предполагала восстановить его в будущем. По ее указанию были составлены подробные планы и чертежи с обмерами строений.

Но сохранившиеся оригинальные чертежи понадобились только 240 лет спустя. Строительство началось в 2007 году. Модель дворца Алексея Михайловича исполнили в натуральную величину. Но возвели его не на прежнем историческом месте – Государевом дворе в Коломенском, а на бывших выгонных землях утраченного села Дьяково, в южной части музея-заповедника.

Весьма солидное сооружение даже по современным меркам общей площадью 7230 кв. метров состоит из 120 помещений. Хоромы  расположены на пяти уровнях  – 1, 2 и 5 этажей – и объединяют пять строений: покои царя, царицы, царевича, старших царевен, младших и средних царевен. Там, где дворец должен иметь пять этажей, высота его достигает 20 метров. Единственное, чего нет на дворцовой территории – так это львов, рыкающих и движущихся при помощи особой механики. В 1673 году их создал часовой мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий, который также установил на дворцовую башню часы. Возможно, и часы, и львы также займут свое место в обновленном дворце.

Он возведен из дерева – в основном из сосновых бревен диаметром не менее 30 см. По рассказам строителей, они были привезены из лесов Вологодской, Архангельской, Кировской областей. Однако при строительстве все же использовались монолитные и железобетонные конструкции. Хотя авторы проекта стремились все сделать по сохранившимся «екатерининским» чертежам, но современные требования жизнеобеспечения комплекса и пожарной безопасности диктовали свои условия. И сейчас для московских специалистов самое сложное еще впереди: внутренняя отделка помещений и наладка технического оборудования.

Лифт довезет до покоев царицы

Лифт довезет до покоев царицы / Фото - журнал "Лифтинформ"
Лифт довезет до покоев царицы

К тому моменту «дворцовый» лифт не был принят и введен в эксплуатации, продолжались последние работы по его доводке. Оказалось, что он размещен в хоромах царицы, во внутреннем дворике которых строители устраняли недоделки. Дверь, ведущая в лифтовое помещение, оказалась запертой на массивный засов и «амбарный» замок. Пришлось идти за ключом к коменданту дворца. Его «офис», как и все дворцовые помещения, отделан деревом и снабжен самими современными инженерными системами. В «предбаннике» и кабинете установлены и батареи отопления, и мощный кондиционер, и система пожаротушения. «Если и произойдет какое-нибудь возгорание, вряд ли оно нанесет зданию большой вред, – уверенно заявил Анатолий Сухов, уточнив. – Моментально среагируют датчики, и все здесь будет залито водой и пеной. Кроме того, деревянные стены обработаны специальной противопожарной пропиткой». Такими системами коммуникации и безопасности оборудованы все помещения дворца, а снаружи за происходящим следят камеры видеонаблюдения.

Возвращаясь обратно, Сухов обратил внимание на то, что дворец оборудован лифтом, предназначенным для перевозки инвалидов, которые передвигаются на колясках. К двери лифтового помещения помимо обычного крыльца ведет длинный пандус со стальными перилами и полом. Он позволяет людям на инвалидных колясках беспрепятственно добираться до лифта. Сначала пандус был деревянным и без перил, однако в последствие его пришлось переделывать. И теперь он стал более удобным, прочным и безопасным для инвалидов.

Опробовав пандус на прочность, мы подошли к двери в лифтовое помещение. Отворяя ее, комендант рассказал, что лифт будет доставлять туристов с первого этажа на второй – в покои царицы. «Из лифта турист попадает в коридор, ведущий в одну комнату, а через три ступеньки – во вторую. Коридор заканчивается переходами в другие помещения дворца», – рассказал он.

Путь в историю для инвалидов

Во дворце установлен лифт известной шведской компании Cibes Lift AB. Модель A5000 – это лифтовой подъемник, обеспечивающий перемещение малогабаритных групп населения в любых типах зданий, в том числе и на уникальных объектах. Таких, как дворец Алексея Михайловича. В техническом описании этой модели, размещенном на сайте компании Cibes Lift AB, говорится, что она не требует значительной подготовки строительной части и поставляется в комплекте с несущей металлокаркасной шахтой. Недорогие и простые в использовании подъемники значительно улучшают качество жизни пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями.

Пассажирская платформа поставляется с вертикальной боковой панелью высотой 1,1 метра и интегрированной в нее панелью управления. Ее основными преимуществами названы отсутствие машинного помещения, простота монтажа и управления, недорогое обслуживание, удобный поручень из анодированного алюминия, система управления с контролем доступа, четкое, легко читаемое обозначение кнопок.

Грузоподъемность лифта – 400 кг, скорость – 0,15 м/с. Он может поднимать пассажиров на высоту до 11 метров, делая до 7 остановок. Размеры платформы (ширина – 1000 мм, глубина – 1500 мм) и двери (ширина – 900 мм и высота – 2000 мм) обеспечивают свободный доступ и размещение людей в инвалидных колясках.

Во всем мире ежегодно продается более 1500 лифтов Cibes. Три из них приобретены для Москвы, и пока на различных объектах ведутся работы по их монтажу и наладке. В царских хоромах лифт монтировала компания «ОТИС», а будет обслуживать «Мослифт». «У заказчика – музея-заповедника «Коломенское» и у нас, как обслуживающей компании, возникли замечания к производителям. В частности, «Мослифт» не устраивало плохое освещение подъемника. Но вот смотрите, ведь все сделали», – сказал Анатолий Сухов, осмотрев пассажирскую платформу.

Специальный пандус и лифт Cibes сделали восстановленный шедевр русского зодчества полностью адаптированным для людей с ограниченными физическими возможностями. «Царские хоромы теперь доступны для всех туристов и любителей истории, в том числе и тех, кому трудно подниматься по лестницам», – заметил специалист «Мослифта».

Династия Суховых

Анатолий Сухов облуживает лифт в царском дворце / Фото - журнал "Лифтинформ"
Анатолий Сухов облуживает лифт в царском дворце / Фото – журнал “Лифтинформ”

Анатолий Сухов – один из самых опытных сотрудников предприятия. Стаж его работы достигает 40 лет. Свое признание в лифтовой сфере нашли и его многочисленные родственники – жена, сыновья и дочери, племянники, зятья и так далее. По общим подсчетам семейная династия Суховых отдала лифтовому хозяйству уже порядка 250 лет жизни. Глава династии стал на пальцах подсчитывать своих родственников-лифтовиков, но скоро сбился: «Ну, в общем, их – более 20 человек».

Неслучайно, что на особо важных объектах трудятся опытные мастера, утверждают в администрации предприятия. «Коломенский дворец – уникальный комплекс, и чтобы его обслуживать, надо принимать нестандартные решения, которые должны максимально учитывать возможности гармоничного использования самых последних технологических новинок и инженерной инфраструктуры в таких историко-культурных памятниках, – заявили в «Мослифте». – И наши специалисты как раз и обладают навыками технического обслуживания таких объектов».

В зоне ответственности предприятия находится лифты, которые используются в нескольких исторических комплексах Москвы. В том же «Коломенском» уже работают три лифта, обслуживанием которых занимаются «Мослифт». Среди них – и Третьяковская галерея, где грузовые лифты транспортируют мировые шедевры, Богоявленский кафедральный собор (Елоховский собор), в котором пассажирские лифты перевозят священнослужителей и певческие хоры на высокие уровни здания.

Валерий Горбачев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *