«Эвакуатор» на зеленых технологиях

Саранский инженер Владимир Щукин нашел более эффективный способ эвакуации пассажиров лифтов в аварийных ситуациях. Его разработка – блок бесперебойного питания не только не требует сетевого питания для заряда своих аккумуляторов, но и сам может доставлять в сеть энергию торможения лифта. А идея использования в системе управления лебедкой ПЧ со встроенным источником резервного питания позволяет освободить машинное помещение от дополнительных устройств.

Глобальная проблема

В последние годы жители мегаполисов столкнулись с целой чередой энергетических катаклизмов. Во время аварий тысячи людей, а среди них старики и дети, становятся заложниками зависших между этажами лифтов. Нередки случаи, когда в жилом доме гаснет свет, и его обитатели также оказываются запертыми в кабине. Проблема глобальная.

Поэтому конструкторы уже давно разрабатывают различные варианты станций управления с функцией экстренной эвакуации пассажиров. Во время отключения электричества «эвакуаторы» обеспечивают доставку пассажиров до ближайшего этажа и их беспрепятственный выход на лестничную клетку. При этом в этой опции системы управления используется обычный источник бесперебойного питания (ИБП).

Но и это решение не оптимально, так как понижает КПД всей системы подъемника. Саранский инженер Владимир Щукин нашел более эффективный способ эвакуации людей в случае разного рода аварии.

Обычный «бесперебойник»

Сегодня большая часть лифтов оснащена устройством преобразования частоты (ПЧ) в цепи управления двигателем. Применение «частотника» позволяет повысить уровень комфорта: кабина движется плавно при разгоне, движении и остановке на нужном этаже, в этом случае не происходит ударных воздействий на кабину, трос и лебедку. Благодаря использованию ПЧ можно задавать любую скорость в заявленном диапазоне и отказаться от отдельного устройства регулировки скорости.

shema-shukin

Кроме того, преобразователь частоты предоставляет возможность для питания от однофазного источника энергии при работе лебедки с малой скоростью. При этом применяется обычный источник бесперебойного питания (ИБП), мощность и запаса энергии аккумуляторных батарей (АКБ) которого вполне хватает для того, чтобы довести кабину лифта до ближайшего этажа на минимальной скорости и открыть двери.

Но это решение не является оптимальным: оно понижает коэффициент полезного действия всей системы подъемника и предусматривает размещение в машинном помещении дополнительных устройств.

«Частотник» с резервным питанием

Некоторые ПЧ имеют вход постоянного напряжения для питания от аккумуляторов, однако в этих «частотниках» отсутствуют системы заряда и содержания батарей. Поэтому для использования данных ПЧ необходимо устанавливать еще зарядное устройство, а также предусмотреть резервное питание для станции управления. В большинстве случаев эти станции не могут питаться от источника постоянного напряжения.

Более эффективное решение – использование в системе управления лебедкой ПЧ со встроенным источником резервного питания и отдельным выходом для питания станции управления.

shema-shukin-1

Это устройство состоит из входного выпрямителя переменного напряжения (1), накопительного конденсатора (2), инвертора переменной частоты (3) для управления лебедкой лифта, тормозного резистора (4), преобразователя постоянного напряжения (ППН) (5), зарядно-подзарядного устройства (6) для заряда и содержания аккумуляторных батарей (7), инвертора фиксированной частоты 50 Гц (8) для питания станции управления лифта.

В этом случае сочетаются и источник резервного питания станции управления, и зарядное устройство для работы с аккумуляторными батареями, и резервное питание для лебедки лифта.

Аварийное питание лебедки осуществляется следующим образом: ток от аккумулятора проходит через преобразователь постоянного напряжения, далее постоянный ток подается сразу на инвертор преобразователя частоты и инвертор питания станции управления. Таким образом, двойное преобразование постоянного напряжения в переменное исключается, что ведет к снижению потери энергии на полупроводниковых элементах. Благодаря этому аккумуляторы будут использоваться эффективней. То есть при одинаковой емкости батарей время работы лифта в автономном режиме увеличивается.

Сохранение энергии

Еще один важный момент – для заряда аккумуляторов можно использовать электроэнергию, которую вырабатывает сам лифт. Так как масса противовеса кабины равна пустой кабине, либо половинной ее загрузке, либо полностью загруженной, большую часть времени лебедка работает в режиме торможения. При этом она отдает энергию в тормозные резисторы, преобразовывая ее в тепло.

Эту энергию торможения можно расходовать на заряд и содержание АКБ, а можно и передавать в питающую сеть. Таким образом, новое устройство источника бесперебойного питания отвечает самым современным требованиям к экономии и оптимальному расходованию энергии в лифтовом хозяйстве.

Конструкция монтируется наиболее часто применяемым способом – на стену. Аккумуляторный бокс может крепиться таким же образом. Это означает, что в случае отсутствия машинного помещения устройство можно установить непосредственно в лифтовой шахте.

Владимир Щукин для Репортер Лифта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *