Лифт получит энергию солнца и ветра

Лифт получит энергию от солнечных панелей и ветрогенераторов / Фото - mirenergii.ru
Лифт получит энергию от солнечных панелей и ветрогенераторов / Фото – mirenergii.ru

Компания «ЭлеСи» и ученые Томского политехнического университета (ТПУ) 16 декабря объявили о запуске нового проекта по разработке «умного» энергетического комплекса. Проект обещает стать прорывным, поскольку комплекс должен собирать и отдавать энергию солнца и ветра. Несмотря на то, что авторы идеи говорят об энергосистеме как о резервном источнике питания для лифтов, в ЖКХ, объявленном «черной дырой», где бесследно исчезают гигантские энергоресурсы, этот проект в ближайшее время вряд ли может найти применение.

Для Арктики и пустыни

Сейчас совместный проект «ЭлеСи», которая вошла в Тop-15 самых инновационных российских компаний национального рейтинга «Техуспех-2016», и ученых энергетического института ТПУ находится на стадии разработки. Формируются проектные документы, ведется поиск источников финансирования.

Планируется, что «ЭлеСи» подготовит электронику и техническое воплощение идеи, а «политехи» – программное обеспечение, то есть тот самый «ум», который сделает систему интеллектуальной, говорится в сообщении, размещенном на сайте ТПУ.

Система будет состоять из двух частей – автономного энергетического комплекса (АЭК) и гибридного источника бесперебойного питания. АЭК сможет получать энергию сразу из нескольких источников – энергии солнца, ветра, дизель-генераторов, микро-ГЭС. Установка будет оснащена солнечной панелью и ветрогенераторами различных видов. Использовать их можно будет как по отдельности, так и в комплексе.

Установка, по словам разработчиков, подойдет для работы, прежде всего, в экстремальных условиях. Например, в Арктике или пустыне, для питания метеостанций и других автономных объектов, расположенных вдали от населенных пунктов. Управление комплексом и получение информацию о его состоянии можно осуществлять дистанционно. АЭК способен выдерживать температуры от -60 C° до +50 C° с сильными порывами ветра. В таких условиях он сможет работать целый год без дозаправки и обслуживания.

Источник-гибрид

Один из главных элементов «умного» энергокомплекса – гибридный источник бесперебойного питания (ИБП). Это интеллектуальная система, аккумулирующая и распределяющая энергию из тех же ветрогенераторов, солнечных панелей, микро-ГЭС, дизелей генераторов и так далее. Она позволит собирать, перерабатывать в электричество и доставлять энергию потребителю от генераторов АЭК. К «бесперебойнику» можно будет подключить до пяти таких генераторов.

Источник питания обеспечит заряд батареи автономной станции, запорной арматуры, автоматической задвижки на трубопроводе, локаторов, метеостанций и многих других объектов.

«В комбинации АЭК и гибридный источник бесперебойного питания смогут собирать большое количество энергии при минимальном расходе энергоресурса. Мощность комплекса составит 15 кВт. Такого количества энергии будет вполне достаточно для большинства малых автономных объектов. Причем, на собственные нужды установке потребуется всего 700 Вт электричества», – рассказал Максим Костарев, директор по инновационному развитию компании «ЭлеСи».

Авторы идеи обращают внимание на один немаловажный момент – на возможность рекуперацию энергии во время эксплуатации лифтов в многоквартирных домах. «Когда лифт спускается вниз, его двигатель работает в генераторном режиме, – то есть сам вырабатывает энергию, которая при этом никак не расходуется. Между тем, ее можно снова использовать, – пояснил Максим Костарев. Гибридный источник бесперебойного питания сможет собирать эту энергию и применять ее для движения лифтовой кабины, например, во время аварийного отключения электричества в здании. Таким образом пассажиры не останутся запертыми в лифте: он их довезет до нужного этажа и откроет двери для свободного выхода. При этом, по словам представителя «ЭлеСи», энергопотребление лифта сократится минимум в 1,5 раза.

Разработка «ЭлеСи» и ТПУ была представлена вице-премьеру Дмитрию Рогозину на выставке перспективных разработок в сфере оборонно-промышленного комплекса в октябре этого года.

Черные дыры…

Солнце и ветер – конечно, новые слова в российском лифтостроении для ЖКХ. Но вот технологии рекуперации в подъемниках стали применять уже давно – со времен объявления жилищно-коммунального комплекса «черной дырой», где бесследно исчезают гигантские энергетические ресурсы.

Как известно, на борьбу с такими «дырами» в системе ЖКХ поднял страну Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ. В ноябре 2009 года он подписал федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009. №261-ФЗ. Кроме введения всем известного запрета оборота электрических ламп накаливания мощностью свыше 100 Вт этот документ определил порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений.

Тогда лифтовые организации поняли, что лифт является оборудованием с высокой долей энергопотребления и одним из основных критериев оценки их работы со стороны надзорных и контролирующих органов становится энергоэффективность. И в Москве появились первые механизмы, способные экономить энергию, а затем не только экономить, но и генерировать ее. Поскольку электричество рождается без малейшего расхода топлива и, соответственно, без вредных выбросов в атмосферу, такие подъемные устройства стали называть «зелеными».

… И «зеленые» технологии

Технологию рекуперации разработала компания Otis. Принцип действия основан на работе регенеративного привода Otis ReGen.

Как известно, в обычную лифтовую систему входят кабина, лебедка и противовес. Противовес тяжелее пустой или слегка загруженной кабины, но легче сильно или полностью загруженной. Поэтому энергия расходуется в случае движения груженой кабины вверх или порожней – вниз. Если лифт поднимает малый груз или, напротив, спускает большой вес, лебедка, подобно генератору, начинает вырабатывать электричество. Причем, чем выше здание и интенсивнее эксплуатация лифта, тем больше энергии вырабатывается.

В традиционных лифтах излишки энергии рассеиваются в виде тепла на тормозных резисторах. Против их перегрева в большинстве случаев приходится применять дополнительные системы охлаждения. Благодаря регенеративному приводу Otis ReGen удается не только избежать ненужного теплового эффекта, но и заставить энергию работать. Она возвращается обратно в электрическую сеть здания и может быть использована, например, для его освещения, кондиционирования воздуха и т.д.

Стоимость «зеленого» лифта, по оценкам представителей Otis, всего лишь на 7% дороже обычного. Но если лифт оснастить частотно регулируемым приводом, то экономия энергии составит 20%, а при условии установки «частотника» вместе с безредукторной лебедкой и регенеративным приводом – 75%.

В Москве новая технология ReGen применялась в нескольких пилотных проектах. Один из них – в здании столичного офиса компании. В машинном помещении с традиционной редукторной лебедкой (такой, которая устанавливается в жилых домах), был установлен частотный регулятор и привод Otis ReGen. До проведения модернизации в здании лифт потреблял электроэнергию в 36 кВт/час в сутки. Частотно регулируемый привод позволил снизить этот показатель до 23 кВт/час в сутки, после установки регенеративного модуля он составил 21 кВт/час. Причем, объем возвращенной в электросеть офисного здания энергии достигло 2,1 кВт/час в сутки.

Трудный выход

Привод Otis ReGen – это разработка транснациональной компании. Над ее созданием и внедрением работали целые исследовательские и конструкторские центры. Ни одна российская лифтовая компания пока не располагает подобными технологиями.

Идея лифтов, генерирующих энергию, абсолютно правильная, считают специалисты, но конструкторы «ЭлеСи» и ТПУ должны быть готовы к тому, что подобные новации пока с трудом выходят на российский рынок. Причина – стоимость энергоэффективных лифтов, которая выше цены обычного оборудования, внедрение системы рекуперации относительно дорогое удовольствие.

Рынок пока не готов воспринимать такие новации в больших масштабах, поскольку до сих пор у нас используется совсем иной подход, чем на Западе: мы покупаем то, что дешевле, и отказываемся от того, что лучше, но дороже.

Пока в российском лифтовом хозяйстве есть один путь энергосбережения – переход на частотно-регулируемые приводы и замена светильников старых образцов на светодиодную технику. Что в принципе и предусмотрено в требованиях большинства российских регионов к замене лифтовой техники в рамках капремонта.

Репортер Лифт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *