Премиум споткнулся об импорт

Премиум споткнулся об импорт / Фото - сайт iwantpix.com
Премиум споткнулся об импорт / Фото – сайт iwantpix.com

С 2014 года в условиях спада строительства и политики импортозамещения происходит резкое сокращение объемов ввоза из-за рубежа современных лифтов и эскалаторов мировых производителей, которые считаются самой надежной, безопасной и комфортной техникой. По данным аналитиков Первой эскалаторно-лифтовой компании (ПЭЛК, Новосибирск), в 2015 году было ввезено на 7 595 лифтов и эскалаторов или на 41% меньше, чем в 2014-м. Исходя из показателей первой половины 2016 года, можно говорить о том, что падение импорта приобретает устойчивый характер. В этих условиях в январе-июле на рынке поставок лифтов бизнес- и премиум-класса единоличным лидером стала финская Kone (302 лифта, в прошлом году – 977). Вторую строчку заняла швейцарская Schindler (соответственно, 167 и 263), потеснив на третью ранее считавшимся безоговорочным лидером – американскую Otis (144 и 574).

Новые тенденции

В последние три года мировые производители лифтов и эскалаторов значительно сократили поставки в Россию. Падение объемов ввоза совпал со спадом экономики, в том числе строительстве, и объявлением курса на импортозамещение, декларируемого с 2014 года после введения взаимных санкций нашей страной и Западом. О появлении новых тенденций на рынке лифтов бизнес- и премиум-класса, предназначенных для элитного жилья, административных и офисных зданий, торгово-развлекательных центров и гостиниц, свидетельствуют данные аналитиков Первой эскалаторно-лифтовой компании (ПЭЛК, Новосибирск).

В 2013 году, согласно их оценке, на российскую территорию было ввезено 11 565 лифтов и эскалаторов, в 2014-м – 12 984. А с 2015 года начался резкий спад – до 5 389 подъемников. Это на 7 595 механизмов или на 41% меньше объемов импорта предыдущего года.

2016 год не принес позитивных изменений, первая половина года завершилась неутешительно – 2 150 лифтов и эскалаторов, примерно на 500 единиц техники меньше половины прошлогодних объемов.

Ввоз лифтов и эскалаторов в 2013-2016 годах
Ввоз лифтов и эскалаторов в 2013-2016 годах

Спад в TOP-10

Эксперты ПЭЛК составили рейтинги TOP-10 компаний-лидеров по объемам ввоза в Россию лифтов премиального сегмента. Данные по отдельным брендам в 2015 – в первой половине 2016 года подтверждают негативную динамику. Лидеры Kone, Schindler, Otis, Kleemann, Thyssen Krupp показывают снижение объемов поставок.

TOP-10 зарубежных поставщиков лифтов премиум-класса / 2013, 2015, январь-июль 2016 года

 

  2013 2015 2016
Компания Импорт Компания Импорт Компания Импорт
1. Otis 1615 Kone 977 Kone 302
2. Kone 1498 Otis 574 Schindler 167
3. Kleemann 478 Kleemann 336 Otis 144
4. Thyssen Krupp 437 Thyssen Krupp 330 Kleemann 141
5. Schindler 390 Schindler 263 Thyssen Krupp 135
6. BKG 321 SJEC 191 Могилевлифтмаш 74
7. BLT 299 CANNY 159 Sigma 60
8. Sigma 255 Sigma 134 CANNY 56
9. Metallscneider 219 BKG 117 BKG 55
10. Wittur 212 Mitsubishi 101 Doppler 48

Динамика объемов импортных поставок показывает серьезные изменения позиций ведущих зарубежных компаний на российском рынке. Если в 2013 году эксперты ПЭЛК обращали внимание на двух сильнейших игроков во главе «брендового пелетона» – Otis (1615 лифтов) и Kone (1498), то с 2015 года – финский концерн стал единоличным лидером. Причем, в первой половине этого года он занял первую строчку рейтинга со значительным отрывом от основных конкурентов. В этот период Kone ввез 302 лифта, что на 135 подъемников больше, чем его ближайший преследователь Schindler.

При этом швейцарская фирма неожиданно переместилась с пятой позиции рейтинга-2015 на вторую, потеснив ранее считавшимся безоговорочным лидером – Otis.

Аналитики ПЭЛК, продвигающей на российский рынок оборудование под маркой Canny, в TOP-10 включают эту китайскую компанию, а также корейскую Sigmа и европейскую BKG. Впервые с 2013 года десятку поставщиков оборудования высокого сегмента попало ОАО «Могилевлифтмаш» (74 лифта).

Общий рынок лифтов

В январе-сентябре 2016 года, по данным Национального лифтового союза, белорусский производитель за счет в основном поставок лифтов эконом-класса стал первым на отечественном рынке, опередив ПАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ПАО «Карачаровский механический завод». По оценке НЛС, в этот период на российской территории было смонтировано (то есть задекларировано в Росаккредитации) 5 210 (22% от общего числа) подъемников «Могилевлифтмаша», ШЛЗ – 4 995 лифтов (21%), КМЗ– 3515 (15%).

Белорусский производитель впервые стал лидером российского лифтового рынка

Вместе с тем в январе-сентябре 2016 года преобладала продукция российских производителей – 63% (15 017 лифтов), доля импортной техники – 37% (8 722), а без «Могилевлифтмаша» – 15% (3 512). Среди иностранных компаний на общем лифтовом рынке России за белорусским производителем шли Kone – 719 лифтов (3%), Otis – 412 (1,7%), Schindler– 307 (1,3%).

На бренд меньше

В первой половине этого года, судя по аналитике ПЭЛК, каждый из участников TOP-10 премиум-сегмента значительно сократил поставки брендовых лифтов в Россию. Так, в январе-июле 2016 года Kone снизил объемы импорта в 2,16 раза или на 351 подъемник по сравнению с январем-июнем 2014 года, Otis – в 4,14 раза или на 453, Thyssen – в 1,36 раза или 49. И только Schindler удалось показать положительную динамику: рост – на 8 лифтов.

lift-brend-grafik
Динамика показателей объема импорта лифтов производителей TOP-10 в январе-июне 2014 года и в январе-июле 2016 года
Ввоз лифтов из стран Азии в январе-июле 2016 года
Ввоз лифтов из стран Азии в январе-июле 2016 года

Четыре компании из ТOP-10 – Kone, Otis, Canny и Sigma – производят в Азии либо все премиальные лифты для России, либо их часть. За январь-июль 2016 года они ввезли в Россию 289 лифта или 54% от всех импортируемых из азиатских стран.

Эскалаторы: тенденция та же

Тенденция к снижению количества закупок эскалаторов и траволаторов из-за рубежа имеет примерно те же характеристики, как и в ситуации с импортными поставками лифтов для высокого сегмента бизнес- или элитной недвижимости. Так, по оценке аналитиков ПЭЛК, по итогам 2015 года объем импорта эскалаторов и траволаторов составил в 1175 единиц техники, что на 40% меньше этого показателя 2013 года.

Объем импорта эскалаторов и траволаторов по итогам 2013 и 2015 годов

Компания 2013 Компания  

2015

Объем ввоза, ед.

 

% от общего кол-ва Объем ввоза, ед.

 

% от общего кол-ва
1.                  1 Otis 616 31,41 1. Otis 289 24,60
2.                  2 Sjec 220 11,22 2. Sjec 195 16,60
3.                  3 Canny 196 9,99 3. Kone 136 11,57
4.                  4 Kone 187 9,54 4. Canny 110 9,36
5.                  5 Zhejiang Meilun Complete Elevator 101 5,15 5. Thyssen Krupp 102 8,68
Остальные компании 641 32,69 Остальные компании 343 29,19
  Итого 1961 100,00 Итого 1175 100,00

Примерно такой же тренд сохранился в первом полугодии 2016 года: ввоз почти на 34% меньше по сравнению с объемами аналогичного периода 2014 года. При этом обращает на себя внимание лидер по поставкам эскалаторов и траволаторов – Otis. Компания резко снизило ввоз в Россию этого оборудования – почти в 3 раза или на 280 штук.

Объем импорта эскалаторов и траволаторов в январе-июне 2014 года и в январе-июле 2016 года
Объем импорта эскалаторов и траволаторов в январе-июне 2014 года и в январе-июле 2016 года

Таким образом, отмечают аналитики ПЭЛК, тенденция к повышению ввоза эскалаторов и траволаторов, пик которого наблюдался в 2014 году (3145 единиц), поменяла вектор в противоположную сторону. С 2015 года (1175 единиц) не прекращается отрицательная динамика импорта этих машин, которая привела к низким показателям середины 2016 года – тогда было закуплено только 650 механизмов.

Репортер Лифт по материалам журнала “Лифтинформ”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *